Святой праведный Иоанн Кронштадский

 

БЕСЕДА О ПРИЧАЩЕНИИ 

СВЯТЫХ ТАИН

 

Слово в предверии Великого поста

 

Тело Христово приимите,

Источника безсмертнаго вкусите.

Причастный стих,

из последования Литургии

 

     Пред вами, христоименитое стадо, в этой чаше Божественное Тело и Божественная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и вы приготовились говением и исповедью к принятию сих Святых, Бессмертных и Животворящих Таин. — Чтобы достойно принять оные, требуется от каждого из вас: во-первых, детская простосердечная вера, что вы принимаете под видом хлеба и вина самое Пречистое Тело и самую Пречистую Кровь Спасителя, что вы принимаете Самого Спасителя устами в сердце свое, становитесь одна плоть и кровь с Ним, один дух, как сказано: уди есмы Тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5,30); ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6,56); и — прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6,17); ибо в этой частице тела и крови Христа Бога, которую вы принимаете, обретается весь Иисус Христос, как душа в теле. 

     Требуется от вас, во-вторых, совершенное, непоколебимое упование на милосердие Спасителя, что Он, как божественным огнем попалит и очистит Кровью Своею все грехи ваши; поэтому всякий из вас, сознавая свое недостоинство принять Божественные Тайны предай себя совершенно милосердию Господа, чтобы Он Сам Своею благодатью сделал вас достойными принятия Своих Святых Тайн; каждый будь благонадежен; никто не колеблись, не малодушествуй, не унывай, представляя свое окаянство, непотребство; от чаши подается всем милость Владыки и великое прощение, и очищение грехов. Только веруйте и уповайте. 

     Требуется, в-третьих, великая, горячая, ангельская любовь причастников к Спасителю; на любовь Господа всякий из вас должен отвечать любовью: ибо, скажите, какая любовь Божия к нам грешным открылась в том, что Сам Бог, воплотившись для нас, пострадав, умерши и воскресши, дал нам в пищу и питье Свое Божественное Тело и Кровь, а через то соединился с нами самым тесным союзом, срастворился или смесился с нами, сделавши нас общниками Своего божественного естества! Какая мать, какой отец любили так, когда-либо своих детей, как возлюбил нас Господь? — И для чего Господь соединяется с нами в Святых Тайнах? — Для того, чтобы очистить нас от скверны грехов, от скверны, которой нет отвратительнее и убийственнее, — чтобы сообщить нам святость Свою, жизнь Свою божественную, мир, отраду, радость, легкость, сладость, свободу, которых нет ничего дороже, желаннее на свете; — чтобы нас очищенных от грехов, измененных, обновленных взять к Себе на небеса, на вечную жизнь, на вечное блаженство: ибо с грехами, со страстями никто не может быть в раю: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, говорит Господь, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6,54).

     Итак, имеющие причаститься Божественных Тайн, воспламените сердца ваши любовью к Спасителю. Душе Святый, Утешителю, Сокровище благих, пролей любовь Твою в сердца наши!

     Требуется от вас, в-четвертых, — изменение сердечное. Доселе многие из вас любили грех, все же — волею и неволею — предавались греху; теперь постарайтесь всемерно возненавидеть его: ибо грех — порождение диавола, противление Богу; постарайтесь все измениться в самой глубине души. Вы имеете вкусить Тело и Кровь Божественного Агнца, кроткого и незлобивого Господа Иисуса Христа: будьте же и сами агнцами кроткими, незлобивыми, терпеливыми, покорными воле Божьей, Церкви, воле родителей, начальников, старших. Вы примете тело и кровь Спасителя, а Он — весь любовь, и Ему противна вражда и злоба: постараемся же и мы жить во взаимной любви; обиды прощайте, зла за зло не воздавайте, или досаждением за досаждение. Приступаете к Господу, Царю небесному, к небеси всех нас ведущему; — постарайтесь помышлять о горнем; старайтесь приобрести небесные нравы; оставьте пристрастие к земным вещам, которые тленны и порабощают и тлят души; возлюбите горнее отечество, горний град Иерусалим, где Божия Матерь и святые, и куда все мы должны стремиться; все оставьте нечистоты и страсти греховные; всякий покажи изменение к лучшему, всякий покажи исправление; всякий принеси какой-либо благой плод добрых дел Владыке; всякий сотвори плоды достойные покаяния. Господи! Сам Ты нас измени, Сам обнови!

     Наконец, для сохранения нами этого небесного дара — Пречистых Тела и Крови Христовых — требуется от нас, в пятых, внимание к себе, к своим помыслам, к своему сердцу, ко всем его чувствам и склонностям, обуздание греховных его пожеланий и стремлений, также воздержание в пище и питье; воздержание от празднословия, сквернословия, божбы и всякой лжи; словом: всякий береги себя от всего, что противно Христу, Спасу душ наших; помните, что через Причащение Господь обожает вас, делая вас божественными; божественно и жить старайтесь во всякой святости, правде и истине. Вы чада Божии и Христовы: какое же житие подобает чадам Божиим?

     Всех вас да сподобит Господь достойно и благоплодно принять Божественный Тайны. Кто ест и пьет Божественное Тело и Божественную Кровь не достойно, тот ест и пьет себе осуждение,говорит святой апостол Павел(ср.:1 Кор. 11,29). Итак, верою и любовью приступим, да причастники жизни вечной будем.Аминь.

 

Печатается по изданию:

Иоанн Кронштадский, святой праведный. Простое Евангельское слово: Полный годичный круг поучений. — Москва. Отчий дом, 2018. — 400 с. (Серия «Духовный собеседник»).